Подключение телевизора к компьютеру. Аналоговые интерфейсы микроконтроллеров Дискретный интерфейс rgb ttl

Передача данных начинается с проверки готовности принтера - состояния линииBusy. Строб данных может быть коротким - доли микросекунды, и порт заканчивает его формирование, не обращая внимания на сигнал Busy . Во время строба данные должны быть действительными. Подтверждением приема байта (символа) является сигнал Ack# , который вырабатывается после приема строба через неопределенное время (за это время принтер может выполнять какую-либо длительную операцию, например, прогон бумаги). Импульс Ack# является запросом принтера на прием следующего байта, его задействуют для формирования сигнала прерывания от порта принтера. Если прерывания не используются, то сигнал Ack# игнорируется и весь обмен управляется парой сигналов Strobe# и Busy . Свое состояние принтер может сообщить порту по линиям Select, Error#, PaperEnd - по ним можно определить, включен ли принтер, исправен ли он и есть ли бумага. Формированием импульса на линии Init# принтер можно проинициализировать (при этом он очистит и весь свой буфер данных). Режимом автоматического перевода строки, как правило, не пользуются, и сигнал AutoLF# имеет высокий уровень. Сигнал SelectIn# позволяет логически отключать принтер от интерфейса.
Через параллельный порт (LPT) протокол Centronics может быть реализован чисто программно, используя стандартный режим порта (SPP ), достигая скорости передачи до 150 Кбайт/с при полной загрузке процессора. Благодаря «продвинутым» режимам порта протокол может быть реализован и аппаратно (Fast Centronics ), при этом скорость до 2 Мбайт/с достигается при меньшей загрузке процессора.
Большинство современных принтеров с параллельным интерфейсом поддерживают и стандарт IEEE 1284, в котором оптимальным режимом передачи является ЕСР(см. п.1.3.4).
Для подключения принтера требуется кабель Centronics, пригодный для любых режимов параллельного интерфейса. Простейший вариант кабеля - 18-проводный с неперевитыми проводами - может использоваться для работы в режиме SPP. При длине более 2 м желательно, чтобы хотя бы линии Strobe# и Busy были перевиты с отдельными общими проводами. Для скоростных режимов (Fast Centronics, ECP) такой кабель может оказаться непригодным - возможны нерегулярные ошибки передачи, возникающие лишь при определенных последовательностях передаваемых кодов. Встречаются кабели Centronics, у которых отсутствует связь контакта 17 разъема PC с контактом 36 разъема принтера. При попытке подключения таким кабелем принтера, работающего в стандарте 1284, появится сообщение о необходимости применения «двунаправленного кабеля». Принтер не может сообщить системе о поддержке расширенных режимов, на что рассчитывает драйвер принтера. Другое проявление отсутствующей связи - «зависание» принтера по окончании печати задания из Windows. Эту связь можно организовать подпайкой дополнительного провода или же просто заменить кабель.
Неплохие электрические свойства имеют ленточные кабели, у которых сигнальные цепи (управляющих сигналов) чередуются с общими проводами. Но их применение в качестве внешнего интерфейса непрактично (нет второго защитного слоя изоляции, высокая уязвимость) и неэстетично (круглые кабели смотрятся лучше).
Идеальным вариантом являются кабели, в которых все сигнальные линии перевиты с общими проводами и заключены в общий экран - то, что требует IEEE 1248. Такие кабели гарантированно работают на скоростях до 2 Мбайт/с при длине до 10м.
В табл. 8.4 приводится распайка кабеля подключения принтера с разъемом X1типa A (DB25-P) со стороны PC и Х2 типа В (Centronics-36 ) или типа С (миниатюрны со стороны принтера. Использование общих проводов (GND ) зависит от качесва кабеля (см. выше). В простейшем случае (18-проводный кабель) все сигналы GND объединяются в один провод. Качественные кабели требуют отдельного обратного провода для каждой сигнальной линии, однако в разъемах типа А и В для этого недостаточно контактов (в табл. 8.4 в скобках указаны номера контактов разъема PC типа А, которым соответствуют обратные провода). В разъеме типа С обратный провод (GND ) имеется для каждой сигнальной цепи; сигнальным контактам 1-17 этого разъема соответствуют контакты GND 19-35 .

Композитный вход RCA (ЭрСиЭй), в просторечье называемый жёлтый «тюльпан», самый универсальный и простой, но наименее качественный. При передаче видеосигнала, его составляющие – сигналы яркости и цветности - смешаны и идут по одному проводу. На картинке, полученной из композита, могут быть видны разводы и сетка на крупных участках изображения, имеющих один цвет. Особенно это заметно на телевизорах больших размеров (от 72 сантиметров).

Такой же разъем RCA в количестве 2 штук (белый и красный «тюльпаны») используется для передачи аудиосигнала в двухканальном стерео режиме.

Разъем S-Video служит для передачи только видеосигнала. При подключении видеотехники через этот разъем сигнал яркости идет отдельно от сигнала цветности (в отличие от стандартного RCA), за счет чего улучшается качество изображения.

SCART (Скарт, в просторечье - гребенка) - это многофункциональный разъём, предназначенный для передачи стереозвука и видеосигнала Главное достоинство разъема Scart - его универсальность и удобство подключения (всего один шнур и для изображения и для звука).

Компонентный вход наиболее совершенный аналоговый метод передачи видеосигнала. В этом случае видеосигнал - разделяется на три составляющих: сигнал яркости и два сигнала цветности. Через этот разъем можно передавать сигнал с разрешением формата 1080i. Компонентный вход на сегодняшний день способен передать сигнал с прогрессивной развёрткой, в этом случае он имеет обозначение YPbPr (обычно произносится как йиппер).

Разъем VGA (принято называть ВэГэА) позволяет использовать телевизор в качестве монитора. Качество и размер изображения, получаемого при таком подключении, определяется разрешением телевизора. Использование телевизора вместо монитора оправдано, если требуется изображение большого размера при не очень высоких требованиях к его качеству (т.е. презентации, игровые программы). В целом по характеристикам он аналогичен компонентному соединению, передаёт только изображение и является аналоговым.

2. Цифровые интерфейсы. Преимущество использования цифрового интерфейса - отсутствие «шумов» и помех, а также возможность передачи многоканального звука по одному кабелю (кроме DVI). При использовании этих интерфейсов цифровой сигнал не нужно преобразовывать в аналоговый, передавать в телевизор, а затем выполнять обратное преобразование в цифровой.

Коаксиальный выход RCA (оранжевый или черный «тюльпан») используется для передачи аудиосигнала в цифровом виде, как в режиме стерео, так и в многоканальном режиме.

Этот разъем используется для подачи сигнала на AV-ресивер и некоторые модели музыкальных центров, чтобы обеспечить объемное звучание.

Оптический выход также используется для передачиаудиосигнала в цифровом виде, как в режиме стерео, так и в многоканальном режиме. Основное отличие оптического интерфейса от коаксиального состоит в том, что для передачи сигнала используется свет, а вместо электрического кабеля - специальный световод. Преимущество оптической передачи сигнала: полная защита даже от сильных электромагнитных помех.

DVI (ДиВиАй) Digital Video Interface – разъем, передающий цифровой видеосигнал. В большинстве случаев он используется для подключения телевизора к компьютеру. С помощью простого адаптера DVI разъем можно подключить к HDMI, присутствующему на более новых устройствах.

HDMI (ЭйчДиЭмАй) - High Definition Multimedia Interface переводится как «мультимедийный интерфейс высокой четкости». Основной его задачей является значительное улучшение качества передачи изображения по сравнению с современными аналоговыми интерфейсами. Он позволяет подключить телевизор к компьютеру. Его используют современные телевизоры, DVD-плееры, игровые приставки и т.д. В отличие от DVI, HDMI-кабель также может передавать аудиосигнал, в том числе многоканальный. В результате для соединения двух устройств, поддерживающих этот тип подключения, требуется только один кабель

Последние два интерфейса способны передать изображение с разрешением 1920х1080 (Full HD).

3. Дополнительные виды соединений

Выход на наушники. У большинства телевизоров имеется разъем для подключения наушников, что позволяет смотреть телевизор, не мешая звуком другим людям, находящимся в этой комнате. Обычно располагается на передней или боковой панели телевизора, благодаря этому легко доступен.

С помощью разъема Ethernet (Эзернет) можно подключиться к локальной сети и воспроизводить на телевизоре мультимедийный контент (фильмы, музыку, фотографии), находящийся на жестком диске компьютера. В некоторых моделях с помощью этого разъема можно подключиться к сети Internet.

Интерфейс USB используется для подключения к телевизору USB флэш-накопителя («флешки») или внешнего жесткого диска (поддерживается не всеми моделями телевизоров). Благодаря этому разъему, у пользователя есть возможность воспроизводить напрямую через телевизор (без дополнительных устройств, например, DVD-плеера или медиаплеера) фото, аудио, видео (не во всех моделях) файлы, сохраненные на флешке или внешнем жестком диске. Здесь большое значение будет играть поддерживаемый телевизором формат файлов.

Для расширения возможностей дисплейного адаптера, главным образом, в сторону обработки видеоизображений, многие графические адаптеры имеют внутренний интерфейс для передачи пиксельной информации синхронно с регенерацией экрана. Этот интерфейс используется для связи графического адаптера с видеооверлейными платами (видеобластерами), декодерами MPEG. Разъем графического адаптера связывается с таким же разъемом видеоплаты плоским кабелем-шлейфом.

На адаптерах VGA присутствовал краевой 26-контактный разъем VGA Auxiliary Video Connector с шагом ламелей 0,1". Впоследствии был стандартизован VESA Feature Connector (VFC) (табл. 8.17), у которого назначение сигналов практически сохранилось, но используется двухрядный штырьковый разъем. Этот разъем графического адаптера VGA и SVGA позволяет получать поток байт данных сканируемых пикселов при работе адаптера в режиме до 640×480 пикселов×256 цветов. Нормально интерфейс работает на вывод и синхронизируется от генератора графического адаптера. Однако, установив низкий уровень сигнала Data Enable, видеоплата может заставить графическую карту принимать пикселы; сигнал Sync Enable переключает графический адаптер на прием сигналов строчной и кадровой синхронизации; сигнал PCLK Enable переключает графический адаптер на работу от внешнего сигнала синхронизации пикселов.

Таблица 8.17 . Разъем VFC

Сигнал Контакт Контакт Сигнал
GND Data 0
GND Data 1
GND Data 2
Data enable Data 3
Sync. enable Data 4
PCLK enable Data 5
(Vcc) Data 6
GND Data 7
GND PCLK
GND BLANK
GND HSYNC
(Vcc) VSYNC
(GND) GND

Для режимов до 1024×768 с глубиной цвета High Color и True Color предназначен разъем VAFC - VESA Advanced Feature Connector (табл. 8.18) - двухрядный, с шагом 0,05" и расстоянием между рядами 0,1". Он имеет разрядность 16/32 бит и при максимальной частоте точек 37,5 МГц обеспечивает скорость потока данных 150 Мбайт/с. 16-битная версия VAFC использует первые 56 контактов, а 32-битная - все 80-контактов разъема. Допустимая длина шлейфа - 7". В этом интерфейсе сигналы GRDY и VRDY означают готовность (способность генерировать данные пикселов) графического адаптера и видеосистемы соответственно, а направлением передачи данных управляет сигнал EVID#.

Таблица 8.18 . Разъем VAFC

Контакт Сигнал Назначение Контакт Сигнал Назначение
RSRV0 Резерв GND Ground
RSRV1 Резерв GND Ground
GENCLK Genclock input GND Ground
OFFSET0 Pixel offset 2 GND Ground
OFFSET1 Pixel offset 1 GND Ground
FSTAT FIFO buffer status GND Ground
VRDY Video ready GND Ground
GRDY Graphics ready GND Ground
BLANK# Blanking GND Ground
VSYNC Vertical sync GND Ground
HSYNC Horizontal sync GND Ground
EGEN# Enable genclock GND Ground
VCLK Graphics data clock GND Ground
RSRV2 Резерв GND Ground
DCLK (PCLK) Video data (Pixel) clock GND Ground
EVIDEO# Video data direction control GND Ground
P0 Video data 0 P1 Video data 1
GND Ground P2 Video data 2
P3 Video data 3 GND Ground
Р4 Video data 4 P5 Video data 5
GND Ground P6 Video data 6
Р7 Video data 7 GND Ground
Р8 Video data 8 P9 Video data 9
GND Ground P10 Video data 10
Р11 Video data 11 GND Ground
Р12 Video data 12 P13 Video data 13
GND Ground P14 Video data 14
Р15 Video data 15 GND Ground
Р16 Video data 16 P17 Video data 17
GND Ground P18 Video data 18
Р19 Video data 19 GND Ground
Р20 Video data 20 P21 Video data 21
GND Ground P22 Video data 22
Р23 Video data 23 GND Ground
Р24 Video data 24 P25 Video data 25
GND Ground P26 Video data 26
Р27 Video data 27 GND Ground
P28 Video data 28 P29 Video data 29
GND Ground P30 Video data 30
P31 Video data 31 GND Ground

Кроме этих стандартов существует и специальная внутренняя 32-битная шина для обмена данными между мультимедийными устройствами - VESA Media Channel (VM Channel). Эта шина (канал), в отличие от вышерассмотренных двухточечных интерфейсов, ориентирована на широковещательную передачу данных между несколькими абонентами.

Видеоинтерфейсы

В традиционной технике цветного телевизионного вещания видеосигнал непосредственно несет информацию о мгновенном значении яркости (в нем присутствуют и синхроимпульсы отрицательной полярности), а цветовая информация передается в модулированном виде на дополнительных частотах. Таким образом обеспечивается совместимость черно-белого приемника, игнорирующего цветовую информацию, с цветным передающим каналом. Однако способ кодирования цветовой информации и частоты разверток в системах PAL, SECAM и NTSC различны. В видеотехнике используют различные низкочастотные интерфейсы (радиочастотный тракт здесь не рассматривается).

В интерфейсе Composite Video полный стандартный видеосигнал с размахом около 1,5 В передается по коаксиальному кабелю (75 Ом). Для соединения используются коаксиальные разъемы RCA («колокольчики»). Данный интерфейс характерен для бытовых видеомагнитофонов, аналоговых телекамер, телевизоров. В ПК этот интерфейс используется как дополнительный выходной интерфейс графической карты и как входной интерфейс в устройствах захвата видеосигнала.

Интерфейс S-Video (Separate Video) использует раздельные сигнальные линии: Y для канала яркости и синхронизации (luminance+sync, обычный черно-белый видеосигнал) и С для сигнала цветности. По линии С передается поднесущая частота, модулированная цветоразностными сигналами (burst signal). Сигнал Y имеет размах 1 В, сигнал С в стандарте NTSC имеет размах 0,286 В, в PAL/SECAM - 0,3 В. Обе линии должны нагружаться терминатором 75 Ом. Стандартный 4-контактный разъем S-Video типа mini-DIN (рис. 8.14, а ) используется как интерфейс высококачественных видеосистем, его синонимами являются названия S-VHS и Y/C . Этот интерфейс в ПК тоже может использоваться в качестве входного и дополнительного выходного; он обеспечивает более высокое качество передачи видеоизображений. Иногда задействуют и 7-контактные разъемы mini-DIN, у них внешние 4 контакта имеют то же назначение, а 3 внутренних контакта используются для разных целей (там может быть и композитный сигнал). Выход S-Video легко преобразовать в сигнал для композитного входа (рис. 8.14, б ); эта схема не обеспечивает должного согласования импедансов, но обеспечивает приемлемое качество изображения. Обратное преобразование этой схемой выполняется гораздо хуже, поскольку на яркостный сигнал будет воздействовать помеха в виде сигнала цветности.

Рис. 8.14 . Интерфейс S-Video: a - разъем, б - преобразование в композитный сигнал

Наивысшее качество передачи обеспечивает профессиональный (студийный) интерфейс YUV (professional video), использующий три сигнальные линии: здесь цветоразностные сигналы U и V передаются в немодулированном виде.

Интерфейсы аудиоустройств

Звуковая карта имеет набор разъемов для подключения внешних аудиосигналов, аналоговых и цифровых, а также интерфейс MIDI для связи с электронными музыкальными инструментами. Аудиоданные в цифровом виде могут передаваться также и по универсальным шинам USB и Fire Wire (см. п. 4.2).

Аналоговые интерфейсы

Аналоговые интерфейсы позволяют подключать стандартную бытовую аппаратуру, микрофон, аналоговой выход CD-ROM. На большинстве карт массового потребления для аналоговых сигналов применяют малогабаритные разъемы - «мини-джеки» (jack) диаметром 3,5 мм, моно и стерео. Эти разъемы универсальны (используются на бытовой аппаратуре), но имеют весьма низкое качество контактов - они являются источником шумов (шорохов и тресков), а также иногда просто теряют контакт. Их полноразмерные 6-миллиметровые «родственники», характерные для профессиональной аппаратуры, имеют весьма высокое качество, но из-за крупных габаритов на звуковых картах не используются. На некоторых высококачественных картах сигналы линейного входа и выхода выводятся на пары разъемов RCA, которые обеспечивают очень хороший контакт, особенно в позолоченном варианте. В просторечии такие разъемы, часто используемые на бытовых видеомагнитофонах, называют «колокольчиками» или «тюльпанами».

Раскладка цепей на мини-джеках унифицирована: левый канал - на центральном контакте, экран (земля) на внешнем цилиндре, правый канал - на промежуточном цилиндре. Если стереоджек включить в моногнездо и наоборот, сигнал пойдет только по левому каналу. Все соединения в стереосистемах осуществляются «прямыми» кабелями (контакты разъемов соединяются «один в один»). Для подключения центрального и низкочастотного каналов в 6-колоночной системе единого подхода нет - может потребоваться перекрестный кабель. Неправильное подключение будет заметно по «писку» низкочастотной колонки (сабвуфера) и «бубнению» центральной колонки.

Подключение к звуковой карте устройств через внешние разъемы проблем обычно не вызывает - они унифицированы, и достаточно знать назначение разъемов, маркированных на задней панели.

Line In - линейный вход от магнитофона, тюнера, проигрывателя, синтезатора и т. п. Чувствительность порядка 0,1–0,3 В.

Line Out - линейный выход сигнала на внешний усилитель или магнитофон, уровень сигнала порядка 0,1–0,3 В.

Speaker Out - выход на акустические системы или головные телефоны. Подключать к нему внешний усилитель мощности нецелесообразно, поскольку здесь искажения больше, чем на линейном выходе.

Mic In - микрофонный вход, чувствительность 3-10 мВ. Этот вход обычно монофонический, но иногда используется трехконтактное гнездо (как в стерео), у которого дополнительный контакт (на месте правого канала) выделен для подачи питания на электретный микрофон.

Подключение внутренних устройств к аналоговым входам может доставить больше забот. Для этого используются четырехштырьковые разъемы, различающиеся как шагом межу выводами, так и их назначением. Для подключения CD-ROM часто ставят рядом два, а то и три разъема с параллельно соединенными сигнальными контактами, но и это может не помочь, если кабель имеет другое расположение сигналов. Спасти может перестановка контактов на разъеме кабеля, для чего иголкой нажимают на фиксирующий выступ контакта. После этого контакт можно вытянуть в сторону кабеля и переставить в другое гнездо. Вид и варианты расположения сигнальных контактов аудиовходов приведены на рис. 8.15. Для полноты картины добавим, что разъем может иметь ключ с противоположной стороны (по ошибке сборщика кабеля или по внутреннему стандарту его производителя). Задача подключения все-таки не безнадежна, поскольку требует правильной расстановки только двух сигнальных контактов, а контакты общего провода выделяются тем, что на плате соединяются с шиной, а на кабеле - с экраном. Положение левого и правого каналов аудио-CD в большинстве случаев не так уж и важно.

Рис. 8.15 . Разъемы подключения аудиосигналов

Цифровые интерфейсы

S/PDIF (Sony/Philips Digital Interface Format) - цифровой последовательный интерфейс (и форматы данных) для передачи аудиосигналов между блоками бытовой цифровой аудиоаппаратуры (DAT, CD-ROM и т.п.). Этот интерфейс является упрощенным вариантом студийного интерфейса AES/EBU (Audio Engineers Society/European Broadcast Union). Интерфейс AES/EBU использует симметричный двухпроводный экранированный кабель с импедансом 110 Ом, разъемы XLR, уровень сигнала - 3-10 В, длина кабеля - до 12 м.

Интерфейс S/PDIF использует коаксиальный кабель 15 Ом, разъемы RCA или BNC, уровень сигнала - 0,5–1 В, длина кабеля - до 2 м. В звуковых картах внутренние разъемы S/PDIF проще - это просто пара штырьков (как у джамперов) на плате с соответствующей ответной частью на кабеле. Такие же упрощенные разъемы применяются и на новых приводах CD-ROM, имеющих выход S/PDIF. «Штатная» схема передатчика S/PDIF содержит разделительный импульсный трансформатор (1:1), благодаря которому соединяемые устройства гальванически развязываются. Встречаются и упрощенные варианты, без разделительного трансформатора. При стыковке устройств с нестандартными интерфейсами возможны проблемы, связанные с несоответствием уровней сигналов. При этом сигнал может быть неустойчивым (звук будет прерываться) или не приниматься совсем. Эти проблемы могут быть решены подручными средствами - установкой дополнительных формирователей сигнала.

Кроме электрической версии существует и оптическая версии интерфейса S/PDIF - Toslink, стандарт EIAJ СР-1201 - с инфракрасными излучателями (660 нм). Применение оптики позволяет обеспечить полную гальваническую развязку устройств, что необходимо для снижения уровня наводок. Для пластикового волокна (POF) длина кабеля не более 1,5 м, для стеклянного волокна - 3 м. В Сети предлагается ряд схем преобразования интерфейсов, одна из которых приведена на рис. 8.16. Здесь первый инвертор посредством обратной связи выведен на линейный участок передаточной характеристики, благодаря чему малый входной сигнал вызывает его переключение. В схеме предлагается микросхема HCT74U04 (6 инверторов); вместо светодиода можно использовать и фирменный трансивер Toslink, его следует подключать без балластного резистора (220 Ом) прямо к выходу инвертора (резистор находится в трансивере).

Рис. 8.16 . Схема преобразователя электрического интерфейса S/PDIF в оптический (Toslink)

По интерфейсу S/PDIF информация передается в последовательном коде покадрово, с обеспечением синхронизации и контролем достоверности передачи (кодами Рида-Соломона). В кадре имеется признак формата данных - PCM или не PCM, что позволяет по данному интерфейсу передавать и упакованные цифровые данные (например, MPEG для АС-3). Имеется также бит защиты от копирования, признак предыскажений и некоторые другие служебные данные. В режиме PCM выборки каждого канала могут иметь разрядность 16, 20 или 24 бит, частота выборок определяет частоту цифрового сигнала. Приемник S/PDIF сам определяет частоту выборок по принимаемому сигналу, наиболее употребимые частоты - 32, 44,1 и 48 кГц.

Кроме этих интерфейсов в студийной аппаратуре применяют интерфейсы ADAT и TDIF, которые имеются только на дорогих профессиональных звуковых картах. Для обмена данными с приводами DVD применяется цифровой последовательный интерфейс I2S.

Интерфейс MIDI

Цифровой интерфейс музыкальных инструментов MIDI (Musical Instrument Digital Interface) является последовательным асинхронным интерфейсом с частотой передачи 31,25 Кбит/с. Этот интерфейс, разработанный в 1983 году, стал фактическим стандартом для сопряжения компьютеров, синтезаторов, записывающих и воспроизводящих устройств, микшеров, устройств специальных эффектов и другой электромузыкальной техники. В настоящее время интерфейс MIDI имеют и дорогие синтезаторы, и дешевые музыкальные клавиатуры, которые могут использоваться в качестве устройств ввода компьютера. По интерфейсу MIDI устройства обмениваются между собой сообщениями, кратко описанными в книге . На одном интерфейсе может быть организовано до 16 логических каналов, каждый из которых может управлять своим инструментом.

В физическом интерфейсе применяется токовая петля 5 мА (возможно до 10 мА) с гальванической (оптронной) развязкой входной цепи. Логическому нулю соответствует наличие тока, логической единице (и покою) - отсутствие тока (в «классической» токовой петле телекоммуникаций все наоборот).

Интерфейс определяет три типа портов: MIDI–In, MIDI-Out и MIDI-Thru .

Входной порт MIDI–In представляет собой вход интерфейса «токовая петля», гальванически развязанного от приемника оптроном с быстродействием не хуже 2 мкс. Устройство отслеживает информационный поток на этом входе и реагирует на адресованные ему команды и данные.

Выходной порт MIDI-Out представляет собой выход источника тока, гальванически связанного со схемой устройства. Ограничительные резисторы предохраняют выходные цепи от повреждения при замыкании на землю или источник 5 В. На выход подается информационный поток от данного устройства. При специальной настройке устройства в этом потоке может содержаться и транслированный входной поток, но это нетипично.

Транзитный порт MIDI-Thru служит только для ретрансляции входного потока, по электрическим свойствам он аналогичен выходному. Его наличие не является обязательным для всех устройств.

В качестве разъемов применяются 5-контактные разъемы DIN, распространенные в бытовой звуковой аппаратуре, схема соединительного кабеля приведена на рис. 8.17.

Рис. 8.17 . Соединительные кабели MIDI

Внешний порт MIDI (с сигналами ТТЛ) обычно выводится на неиспользуемые контакты (12 и 15) разъема игрового адаптера (DB-15S). При этом для подключения стандартных устройств MIDI требуется переходной адаптер , реализующий интерфейс «токовая петля» (на разъеме карты интерфейс ТТЛ). Переходной адаптер обычно встраивается в специальный кабель, вариант схемы которого приведен на рис. 8.18. Некоторые модели PC имеют встроенные адаптеры и стандартные 5-штырьковые разъемы MIDI.

Рис. 8.18 . Вариант схемы кабеля-адаптера MIDI

Программно порт MIDI обычно совместим с UART MPU-401. MPU-401 фирмы Roland - первая карта расширения для PC с интерфейсом MIDI, получившая широкое распространение. MPU расшифровывается как MIDI Processing Unit - устройство обработки сообщений MIDI. Этот контроллер кроме асинхронного последовательного порта (UART), реализующего физический интерфейс MIDI, имел развитые аппаратные средства для использования PC в качестве секвенсора. Контроллер MPU-401 поддерживал простой режим работы - UART mode , в котором использовался только двунаправленный асинхронный порт; в современных звуковых картах совместимость с MPU-401 поддерживается только в этом режиме.

В пространстве ввода-вывода MPU-401 занимает два смежных адреса MPU (обычно 330h) и MPU+1.

♦ Порт DATA (адрес MPU+0) - запись и считывание байт, передаваемых и принимаемых по интерфейсу MIDI. В интеллектуальном режиме через этот же порт считываются и вспомогательные данные от MPU (не относящиеся к потоку MIDI).

♦ Порт STATUS/COMMAND (адрес MPU+1) - чтение состояния/запись команд (запись - только для интеллектуального режима). В байте состояния определены следующие биты:

Бит 7 - DSR (Data Set Ready) - готовность (DSR=0) принятых данных для чтения (бит устанавливается в единицу, когда все принятые байты считаны из регистра данных);

Бит 6 - DRR (Data Read Ready) - готовность (DRR=0) UART к записи в регистр данных или команд (условие готовности к записи не возникнет, если приемник имеет непрочитанный байт данных).

По включении питания «настоящая» карта MPU-401 устанавливается в интеллектуальный режим, из которого в режим UART ее можно перевести командой с кодом 3Fh. Программный сброс MPU-401 (опять-таки в интеллектуальный режим) осуществляется командой RESET (код FFh), на эту команду MPU ответит подтверждением ACK (FEh). Байт подтверждения извлекается из регистра данных, до его прихода следующую команду MPU не воспримет. На команду с кодом 3Fh MPU подтверждением не отвечает (некоторые эмуляторы отвечают и на эту команду).

Ввод данных может осуществляться по программному опросу бита DSR или по прерываниям. Аппаратные прерывания от MPU в режиме UART вырабатываются по приему байта. Обработчик прерывания должен считать все поступившие байты, проверив перед выходом, что DSR=1 (иначе возможны потери принятых байт).

Вывод данных разрешается битом DRR, прерывания по готовности вывода не вырабатываются.

Совместимость с MPU-401 , имеющаяся у большинства современных звуковых карт с интерфейсом MIDI, означает наличие приемопередатчика, программно совместимого с MPU-401 в режиме UART; функции интеллектуального режима обычно не поддерживаются.

На некоторых системных платах применяются БИС контроллеров интерфейсов, в которых режим UART, используемый для СОМ-порта, конфигурированием через BIOS SETUP может быть переведен в режим MIDI-порта.

Для подключения к компьютеру большого числа устройств MIDI можно использовать шину USB. Для этого, например, фирма Roland выпускает 64-канальный процессорный блок S-MPU64, который кроме шины USB имеет 4 входных и 4 выходных порта MIDI. Программное обеспечение допускает объединение до 4 блоков на одной шине USB, что увеличивает число каналов до 256.

Интерфейс дочерней карты

Ряд моделей звуковых карт имеют внутренний интерфейсный разъем подключения дочерней карты с MIDI-синтезатором (Daughterboard Connector). На разъем (табл. 8.19) с основной карты выводится сигнал MIDI-порта (ТТЛ, как и на разъем джойстика) и сигнал аппаратного сброса синтезатора, а с дочерней карты принимается стереофонический аналоговый сигнал, который поступает в микшер основной карты. В шинах питания аналоговая земля (AG) отделена от цифровой (DG). Дополнительно может использоваться и вход MIDI (тоже ТТЛ). Разъем может обозначаться и как WT (Wavetable) Connector, Waveblaster Connector.

Таблица 8.19 . Назначение контактов разъема подключения дочерней карты

Подключение дочерней карты эквивалентно подключению внешнего синтезатора к MIDI-выходу звуковой карты. Если на звуковой карте отсутствует разъем подключения дочерней карты, то дочернюю карту можно подключить и к внешнему разъему джойстика/MIDI и аналоговым входам звуковой карты. Конечно, на дочернюю карту нужно подать питание, а также сигнал аппаратного сброса.

Аналоговые интерфейсы позволяют подключать стандартную бытовую аппа­ратуру, микрофон, аналоговой выход CD-ROM. На большинстве карт массового потребления для аналоговых сигналов применяют малогабаритные разъемы - «мини-джеки» (jack) диаметром 3,5 мм, моно и стерео. Эти разъемы универсаль­ны (используются на бытовой аппаратуре), но имеют весьма низкое качество кон­тактов - они являются источником шумов (шорохов и тресков), а также иногда


8.5. Интерфейсы аудиоустройств_______________________________________ 343

просто теряют контакт. Их полноразмерные 6-миллиметровые «родственники», характерные для профессиональной аппаратуры, имеют весьма высокое качество, но из-за крупных габаритов на звуковых картах не используются. На некоторых высококачественных картах сигналы линейного входа и выхода выводятся на пары разъемов RCA, которые обеспечивают очень хороший контакт, особенно в позо­лоченном варианте. В просторечии такие разъемы, часто используемые на быто­вых видеомагнитофонах, называют «колокольчиками» или «тюльпанами».

Раскладка цепей на мини-джеках унифицирована: левый канал - на центральном контакте, экран (земля) на внешнем цилиндре, правый канал - на промежуточ­ном цилиндре. Если стереоджек включить в моногнездо и наоборот, сигнал пой­дет только по левому каналу. Все соединения в стереосистемах осуществляются «прямыми» кабелями (контакты разъемов соединяются «один в один»). Для под­ключения центрального и низкочастотного каналов в 6-колоночной системе еди­ного подхода нет - может потребоваться перекрестный кабель. Неправильное подключение будет заметно по «писку» низкочастотной колонки (сабвуфера) и «бубнению» центральной колонки.

Подключение к звуковой карте устройств через внешние разъемы проблем обыч­но не вызывает - они унифицированы, и достаточно знать назначение разъемов, маркированных на задней панели.

Line In - линейный вход от магнитофона, тюнера, проигрывателя, синтезатора и т. п. Чувствительность порядка 0,1-0,3 В.

Line Out - линейный выход сигнала на внешний усилитель или магнитофон, уровень сигнала порядка 0,1-0,3 В.

Speaker Out - выход на акустические системы или головные телефоны. Под­ключать к нему внешний усилитель мощности нецелесообразно, поскольку здесь искажения больше, чем на линейном выходе.

Мгс In - микрофонный вход, чувствительность 3-10 мВ. Этот вход обычно монофонический, но иногда используется трехконтактное гнездо (как в стерео), у которого дополнительный контакт (на месте правого канала) выделен для подачи питания на электретный микрофон.

Подключение внутренних устройств к аналоговым входам может доставить боль­ше забот. Для этого используются четырехштырьковые разъемы, различающиеся как шагом межу выводами, так и их назначением. Для подключения CD-ROM часто ставят рядом два, а то и три разъема с параллельно соединенными сигналь­ными контактами, но и это может не помочь, если кабель имеет другое расположе­ние сигналов. Спасти может перестановка контактов на разъеме кабеля, для чего иголкой нажимают на фиксирующий выступ контакта. После этого контакт мож­но вытянуть в сторону кабеля и переставить в другое гнездо. Вид и варианты рас­положения сигнальных контактов аудиовходов приведены на рис. 8.15. Для пол­ноты картины добавим, что разъем может иметь ключ с противоположной стороны (по ошибке сборщика кабеля или по внутреннему стандарту его производителя). Задача подключения все-таки не безнадежна, поскольку требует правильной рас­становки только двух сигнальных контактов, а контакты общего провода выделя-

Понравилось? Лайкни нас на Facebook